Pages Menu
Categories Menu

Для мозга

Нейробические упражнения. Третья порция

Опубликовано 23 05 2014 в Featured, Упражнения для мозга | 1 коммент.

Нейробические упражнения. Третья порция

Ээээ… Вот и подоспела третья порция нейробических упражнений.  Предыдущие порции вы найдете тут и там. Последовательность значения не имеет. Выбираете то, что по душе и – вперед! Упражнение 11. Импровизации Творческое самовыражение – это лучшее нейробическое упражнение. Возьмите, да и снимите фильм: документальный, художественный, анимационный. Сейчас это можно сделать даже телефоном. Можно сделать видеоролик на любую интересную вам тему, да хоть выпуск новостей из вашей квартиры.  Если семья у вас веселая или друзья хорошие, запишите или найдите в сети запись  любого телевизионного шоу от «Дома-2» до «Пусть говорят». Представьте  себя его персонажами и распишите роли. Потом включите воспроизведение шоу без звука и разыгрывайте его сами. Мне вот нравится какая-нибудь болтологическая передача , например, «Политика» на Первом. Там все такие серьезные.  Смотреть без звука и изображать персонажей – одно удовольствие.  Еще можно выключить в телевизоре звук и поставить в качестве звуковой дорожки музыку разных стилей: классику, рэп, джаз, рок, блэк метал. Иногда выходит очень смешно. В чем польза: любая творческая импровизация, даже самая простая, оживляет спящий мозг, создавая свежие  ассоциации и новые нейронные цепи. Упражнение 12. Есть иначе Измените порядок приема пищи. Начните с десерта и завершите трапезу супом или салатом. Обедайте во время завтрака. То, что едите на завтрак, поедайте на обед.  Готовьте и пробуйте на вкус новые блюда и продукты. Меняйте места приема пищи.  Устройте пикник в спальне, на полу в гостиной или в вашей единственной жилой  комнате.  Можно заявиться со своей снедью в зону кафе (фудкорт) в любом торговом центре. Самые эксцентричные  могут выбрать самый пафосный ресторан, занять столик и пока не подошел официант за заказом, развернуть взятые с собой бутерброды с колбасой или (!!!) почистить яйца, сваренные вкрутую. Те, кто привык обедать на работе пищей, помещенной в пластиковый контейнер, могут завести традицию выкладывать еду на хорошую тарелку и есть ее серебряной вилкой(ложкой) с серебряным же ножом. В чем польза: Мозг любит неожиданности и нестандартные приемы. Любое изменение в наработанном до автоматизма процессе ему во благо. Упражнение 13. Другое утро Утро, особенно в будни, наиболее упорядоченный отрезок дня у большинства людей. Здесь тоже есть место нейробическим экзерсисам.  Проснитесь на 5-10 мин раньше, поменяйте будильник или сигнал в нем. Погрузитесь на 5 минут в медитацию.  Позавтракайте, не умываясь. Если вы пунктуальны, опоздайте на работу минут на 5. Если вы – заядлый опоздатор (слово мое, если кому-то оно пришло на ум раньше – простите), придите на работу пораньше. В чем польза: Все в том же. Слом рутины – мозгу радость. Упражнение 14. Игра «Что это?» Суть игры проста. Берете любой  предмет и начинаете ассоциировать его с чем угодно, кроме прямого назначения.  Пример: взять карандаш и спросить себя, членов семьи или друзей, а что же это такое. В ответ вы можете услышать что-то вроде: устройство для ковыряния в ушах(носу), мини-скалка для теста, удлинитель руки (чтобы достать что-нибудь из-под дивана), барьер который можно выставить на пути спешащего по своим делам насекомого, торцевой ключ-шестигранник (если карандаш не круглый), заколка кандзаси для женской прически в японском стиле и так далее.  Играть можно в любом составе с любыми предметами, с призами и без оных. В чем польза: Ваша ментальная база данных пополняется новыми сведениями, плюс освежаются старые. Голова работает и становится яснее. Упражнение 15. Пришло время для хобби Обзаведитесь каким-то хобби или обогатите уже существующее новым опытом. Чем больше органов чувств участвует в вашем любимом занятии – тем лучше. Вариантов хобби – великое множество. Помните про...

далее

Нейробические упражнения. Вторая порция

Опубликовано 12 05 2014 в Featured, Упражнения для мозга | 3 комментария

Нейробические упражнения. Вторая порция

Давайте продолжим осваивать нейробические упражнения.  Если не знакомы с первой порцией – можно посмотреть ее  здесь. Упражнение 6. Чистка зубов: новый опыт Используйте свою неосновную руку  для того, чтобы выдавить пасту на зубную щетку и чистить зубы.  Если вы правша, ваша неосновная рука – левая, если вы левша  — правая. Можно использовать неглавную руку и для других действий. Нанесение макияжа, бритье, сушка волос феном, застегивание и расстегивание  пуговиц (молний) на одежде, использование столовых приборов во время еды, управление компьютерной мышью – все сгодится для получения лево(право)- рукого  опыта повседневных действий. В чем польза: Используя неглавную руку, вы переключаетесь на противоположную  сторону мозга, где область руки используется неинтенсивно, во вспомогательном режиме. Активируя другую руку, вы пробуждаете полуспящую область и вынуждаете мозг нагружать и совершенствовать  пути, по которым проходят импульсы управления, обратной связи и восприятия. Так вы уравновешиваетесь и выходите из спячки рутинной ручной деятельности. Упражнение 7. Сексуальная эволюция Секс вовлекает в оборот  все наши чувства, щедро приправленные эмоциями. Для мозга это просто праздник какой-то. Но праздник приедается, будучи обыденно повторяемым.  Совет разнообразить свою сексуальную жизнь, привнося в нее различные новинки и меняя антураж, давно уже стал общим местом. Число следующих этому совету неизвестно, но есть подозрение, что это число не так уж велико. Тем не менее,  с нейробической точки зрения,  возжигание свеч и ароматических ламп,  проигрывание романтической музыки,  ласки с повязкой на глазах и много чего еще способствует всестороннему развитию мозговой активности. В чем польза: Секс, если не превращать его в заурядное пресное мероприятие,  просто-таки взрывает мозг. Порадовать друг друга по-настоящему совсем не трудно,  чертовски приятно и невероятно полезно. Упражнение 8. Прежде чем тронуться… Если у вас есть машина, можно проделать следующий трюк.  Сев в машину, закройте глаза и попробуйте выполнить типовые действия водителя с закрытыми глазами: вставить ключ  в замок зажигания, переключить передачу,  включить/выключить радио, дворники, поворотники, фары, кондиционер,  заблокировать/разблокировать двери,  пристегнуть/отстегнуть ремни безопасности и тому подобное. На всякий случай сообщаю, что на ходу этого делать не следует. Если автомобиля в наличии нет, можно попробовать вслепую выполнить кое-какие действия на рабочем месте: включить/выключить компьютер, найти лист бумаги, ручку, телефон, листочки для заметок , ну и что там еще есть на вашем рабочем столе (на моем есть , к примеру, яблоко и конфеты). В чем польза: Опять же в том, что вы используете вместо заезженного зрительного канала другие, редко применяемые, состоит  огромная радость для вашего (и моего) недогруженного мозга. Упражнение 9. Мозговой штурм С тех пор как рекламист Алекс Осборн в 1939 году ввел в обращение метод мозгового штурма для поощрения сотрудников к ничем не стесненной креативности, о нем не писал только ленивый. Поскольку я ленив, писать о мозговом штурме не буду, информации в сети – тьмущая тьма. Скажу лишь, что метод почему-то принято использовать для решения каких-то задач в организациях, хотя в домашних условиях он не менее эффективен. Перед семьями и их членами всегда стоят задачи и возникают проблемы.  Неплохо бы использовать мозговую активность домочадцев для получения совместного блага или для того, чтобы помочь кому-то их них выпутаться из затруднительной ситуации. В чем польза: Отключая наработанные логические связи в голове, в процессе мозгового штурма можно найти очень свежие и порой очень эффективные решения.  Метод  сам по себе  подразумевает ничем не ограниченное творчество, что для мозга весьма и весьма хорошо. Упражнение 10. С ног на голову Переверните часть своей жизни. Настенные календари, постеры,  часы, магниты на холодильнике перевесьте вверх ногами....

далее

Нейробические упражнения. Первая порция.

Опубликовано 07 05 2014 в Featured, Упражнения для мозга | 3 комментария

Нейробические упражнения. Первая порция.

Как-то я писал о нейробике, пытаясь раскрыть принципы, на которых она основана изложить в концентрированной форме суть этой интересной практики. Теперь пришел черед привести примеры нейробических упражнений, описания которых разбросаны по всей всемирной паутине. Здесь выложена первая порция, а всего их будет пять. Упражнение 1. Ощущение богатства. Наполните кружку(чашку, пиалу) разного рода монетами. Занимаясь  чем-нибудь другим, запустите руку в кружку, не глядя в нее и вытащите любую монетку.  Попытайтесь на ощупь определить ее достоинство или происхождение, если в емкости будут монеты разных государств. Вытаскивайте монетки, пока они не закончатся. Вместо монет можно использовать другие малые объекты различных размеров и текстуры, как то: крепеж, орехи разных видов, канцелярские скрепки, бижутерию и т.п. Подойдут и маленькие кусочки ткани, кожи, бумаги. Можно последовать методике героя Х.Мураками  («Страна чудес без тормозов и конец света»), который прикасаясь к монетам в карманах пальто, определял обеими руками их достоинство, считал количество и вычислял общую сумму денег в карманах. В чем польза:  используя осязание вместо зрения вы выводите осязательный процесс из разряда аутсайдеров(мы мало пользуемся осязанием), чему очень рада кора головного мозга и синапсы, живущие в ожидании незаежженных импульсов. Упражнение 2. Проснись и почувствуй аромат У всех нас утро начинается с какого-то привычного запаха: кофе, чай, жареные яйца и т.п.  Выберите  любимый аромат ( мята, ваниль, клубника, тройной одеколон, запах конского навоза, который так ценил Сальвадор Дали)  и поместите источающее его вещество в герметичную емкость. Поставьте емкость в спальне.  Утром  откупорьте ее и наслаждайтесь приятным запахом. Возьмите его с собой в ванну, прихожую, куда хотите. В чем польза:  Сочетая вдыхание новых запахов с утренней активностью вы создаете в мозгу новые нейронные цепи, а мозгу это нравится. Упражнение 3. Тише, тише … Наушники кроме прослушивания музыки годятся еще для одной вещи. Их можно применять для того, чтобы услышать тишину. Слушать тишину – одно из любимых занятий Экхарта Толле,  автора популярного опуса «Сила настоящего», о котором я как-нибудь напишу.  Слушайте тишину в любое время и в любом месте, это – интересный опыт в наполненном шумом мире. В чем польза:  Наше слуховое восприятие обычно работает в фоновом режиме.  Мозг регистрирует сигналы от уха избирательно, включая слуховой канал на полную мощность в моменты, когда это для чего-то необходимо. Концентрируясь на тишине, вы увидите мир немного иначе. Упражнение 4. Нейробический шопинг Все мы затариваемся продуктами в привычных нам магазинах. Внутри магазина мы следуем наработанным  за определенное время путем. Путь нам прокладывают торговцы, чтобы мы обошли максимальное количество полок (большинство неосознанно  следует именно этим путем). Маршрут надо сменить. Поменяйте порядок обхода полок, изучите самые верхние и самые нижние полки, потрогайте и понюхайте продукты, которые  собираетесь и не собираетесь покупать, зайдите в те отделы, которые вас никогда не интересовали. Это не должно расширить список ваших покупок, целью является исследование и получение новых ощущений. В чем польза: любая смена привычного маршрута и способа действий нагружает ваш мозг, функционирующий большую часть времени в автоматическом режиме, расширяет ваше видение картины мира. Упражнение 5.  Коллективные шахматы Поставьте в гостиной или другой комнате, где бывают все члены вашей семьи, шахматную доску. Каждый проходящий мио доски делает один ход. Все играют в общую игру, которая складывается случайным образом. Победителей и проигравших нет. Если вы живете вдвоем или вообще одинокий волк(волчица), можно проделать подобное на работе или  в общественном месте. Ваши коллеги или случайные прохожие будут участвовать в этой необычной игре всех со всеми,  делая свой ход легко и беззаботно, потому что нет...

далее

Нейробика: зачем? Она нужна.

Опубликовано 18 04 2014 в Featured, Упражнения для мозга | 1 коммент.

Нейробика: зачем? Она нужна.

И ваш и мой мозг – это мыслящий орган, который учится и развивается путем взаимодействия с миром через восприятие и действие. Ментальная стимуляция улучшает функцию мозга и защищает его от возрастной  деградации, так же как и физические упражнения. Человеческий мозг способен непрерывно адаптироваться и перестраивать себя.  Даже в почтенном возрасте он может образовывать новые нейроны.  Серьезные умственные расстройства обычно вызваны специфическими заболеваниями,  в то время как большинство связанных с возрастом  проблем с памятью или двигательными  навыками вызвано снижением активности,  как физической, так и умственной.  Другими словами,  действует простой, заложенный природой принцип:  use it or lose it ( используй это, иначе потеряешь). Поскольку в зрелом возрасте большинство людей приступает к заслуженному отдыху, постоянно снижая планку своих достижений и входя в штопор пассивного отдыха, мозг начинает тихо сворачивать свои планы по обучению и дальнейшему развитию. Это – ошибка. В любом возрасте вы можете и должны продолжать строить свой мозг, учиться и развиваться. Одним из интересных способов нагрузить голову полезными задачами является система упражнений под названием «нейробика» («нейро» — сокращение от «нейрон»).  Ее создал американский нейробиолог, профессор Лоуренс Катц (Lawrence C. Katz) из медицинского центра Университета Дьюка (Duke University Medical Center).  Упражнения основаны на использовании 5 физических чувств и эмоциональных ощущений необычными способами, заставляя вас встряхнуться от повседневных привычек и способов действия. Упражнения призваны помочь вашему мозгу выработать собственные питательные вещества,  которые укрепляют, сохраняют и развивают клетки мозга. Нейробикой можно заниматься  в любое время, в любом месте необычными, увлекательными и легкими способами.  Эти упражнения активируют недозагруженные нервные пути и соединения, помогая развить тренированный и гибкий ум. Каждое из чувств – зрение, слух, обоняние, вкус и осязание имеет свой отдел в вашем мозгу. Когда какое-то чувство задействовано, вы посылаете электрический импульс в соответствующий отдел и вносите вклад в то, чтобы условная дорожка от органа чувств до нужной части мозга не зарастала. Чем чаще вы пользуетесь дорожкой, тем она шире и качественней. В современном, быстро движущемся мире мы, в основном, используем два чувства – зрение и слух. Дорожки других чувств становятся все уже, интенсивность движения по ним постепенно падает и они все больше напоминают разбитую грунтовку в глухой российской провинции.  Полагаясь только на зрение и слух, мы сильно обедняем свою ментальную жизнь и лишаем себя привилегии видеть мир во всем его прекрасном полноцветии. Нейробика помогает исправить это положение вещей. Создавая мульти-сенсорные ассоциации и делая что-то новое и, в то же время, важное или увлекательное для вас, вы даете мозгу возможность развиваться всесторонне и творчески, испытывать новые ощущения и приобретать новый опыт, невзирая на ваш возраст и устоявшиеся способы взаимодействия с миром. Основные принципы нейробики просты. Во-первых, нужно использовать одно или несколько чувств в новом контексте. Вы можете использовать дополнительные чувства для выполнения обычной задачи, притупляя чувства,  к использованию которых в данном контексте вы привыкли. Например, одевайтесь или принимайте душ с закрытыми глазами. Принимайте пищу с членами вашей семьи в полной тишине, обмениваясь, если нужно, жестами. Можно комбинировать два или более чувства в необычных сочетаниях: слушать музыку с закрытыми глазами, осознанно вдыхая какой-то аромат ( лаванды, шоколада или своих носков), думая при этом об отпуске вашей мечты. Во-вторых, концентрируйте внимание на том, чтобы отойти от привычных образцов повседневной активности. Нужно делать что-то необычное, прикольное, провокационное, дабы вызвать такие эмоции как любовь, счастье, а можно и гнев. Например, возьмите  с собой на работу на весь день ребенка, супруга или родителя. Отправьтесь на природу с палаткой или...

далее